Sidebar

Космоолухи: рядом. Том 1
М.: Альфа-книга, 2017 г.
Тираж: 20000 экз.
ISBN: 978-5-9922-2565-5, 978-5-9922-2572-3 (т.1)
Формат: 84x108/32 (130x200 мм)
Страниц: 320
Космоолухи: рядом. Том 2
М.: Альфа-книга, 2017 г.
Тираж: 20000 экз.
ISBN: 978-5-9922-2565-5, 978-5-9922-2575-4 (т.2)
Формат: 84x108/32 (130x200 мм)
Страниц: 320

 

С победой над всемогущей «DEX-компанией» не закончились проблемы разумных биороботов и их рьяных защитников. То сами киборги упорно не хотят адаптироваться к условиям относительной свободы, то среди людей встречаются те, кто никак не может принять идею равноправия человека и «мыслящей машины». Справиться со всем этим пытается Общество защиты киборгов во главе с Кирой Гибульской. А неунывающий экипаж «Космического мозгоеда» по мере сил старается помочь воплощению их благородных замыслов.       

Шестая часть космической оперы Ольги Громыко о приключениях веселой компании, зовущейся с легкой руки автора «олухами», как и предыдущая, представляет собой сборник разнообразных по тематике и жанру повестей и рассказов. По издательским соображениям книга была разбита на два тома, традиционно снабженных забавными черно-белыми иллюстрациями (работы Е. Гаевской и Д. Матрешиной), что не сильно повлияло на восприятие этого, в общем-то, цельного произведения.

В принципе, уже на раннем этапе творчества писательницы проявилась своеобразная «клиповость» её текстов, когда большое произведение словно бы распадается на отдельные сценки-эпизоды с законченными сюжетами. Особенно это характерно для цикла о похождениях Вольхи Редной, но и в других книгах Громыки подобный прием тоже встречается (эта поэтика, идущая от романов «большой дороги», вообще свойственна авантюрно-приключенческому жанру).

«Космоолухи: рядом», заявленные как сборник повестей и рассказов, вышли удивительно едиными в плане архитектоники, образуя настоящий роман с несколькими сюжетными линиями. Таковых в книге три или четыре. Первая связана с приключениями основных персонажей цикла – команды космического корабля «Космического мозгоед», вторая повествует о нелегких взаимоотношениях главы Карнавальской орбитальной станции Стрелка и его нового киборга Кая, третья рассказывает еще о нескольких «неправильных» биороботах – Трикси, Ворона и Лаки.

Автор умело чередует веселые и грустные эпизоды, как бы памятуя о заветах древних греков, которые обязательно «разбавляли» показ своих жутковатых тяжеловесных трагедий демонстрацией более легких сатировых драм, чтобы зритель не впал в уныние и отчаяние от вала жестокости и насилия. Представляется, что «серьезные» сцены получились в «Космоолухах: рядом» какими-то более глубокими, убедительными и жизненными, нежели «веселые». Оттого ли, что они по объему больше и есть где разгуляться мыслям, воображению и настроению. Или, может, потому, что Громыко уже самой поднадоело быть веселой и шумной, постоянно изобретая все новые и новые буффонады для своих «олухов», которые априори должны потешать читателя.
Нет, по части изобретательности писательница как всегда не подкачала. В юмористических рассказах она ни разу не повторяется и не использует, как это случается с иными авторами, прежде найденные и изрядно затасканные повороты, конструкци и шаблоны. Она то едко иронизирует над всевозможными официальными органами и инстанциями, занимающимися бессмысленными и никому не нужными проверками. То мило и не без грусти шутит по поводу старых добрых традиций, приходя к выводу, что их изжить практически невозможно (да и вряд ли нужно). То подтрунивает над человеческими слабостями и увлечениями, показывая, что иные из них не доводят до добра. Настоящим фонтаном шуток, прибауток и попыткой разрубить сплеча гордиев узел вопросов, непонятностей и противоречий, возможно, накопившихся у читателя на протяжении всего знакомства с произведением, становится авторское послесловие к сборнику, при чтении которого нельзя не согласиться с тем определением, что дала этому тексту сама писательница – «хулиганское». Заметим, что поозорничала она и в других эпизодах, особенно же в относящихся к скользкой, но неизменно будоражащей умы и воображение читательниц теме «киберлюбви» (точнее, любовных отношений с киборгами).

Повести «Отпусти», «Генетика», «Сердце Фейри», отчасти «Два пожара и три потопа» затрагивают проблемы, связанные с тонкостями психологии взаимоотношений, конфликтологии, этики и морали. Они написаны в совершенно ином ключе, чем милые побасенки, о которых шла речь выше. Совершенно другая стилистика, набор художественных приемов, средств выразительности. И образы персонажей раскрыты здесь глубже, на уровне обнаженных нервов. С замиранием сердца ожидаешь, что же будет дальше, как сложатся отношения в этих микромирах и изображаемом макромире в целом. Ибо судьба этого мира поистине зависит от судеб отдельных составляющих его личностей.  

Роман в повестях и новеллах, повествующий о непростых взаимоотношениях людей и их созданий – очеловеченных роботов, наконец-то освободившихся от рабских оков.

© Черный И.В., текст, 2018


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Back to top