Sidebar

16+
Прибытие (Arrival, 2016), США
Режиссёр: Дени Вильнёв

Как хорошо быть чуваком с галёрки - можно начхать на все модные тренды и называть вещи своими именами. Другим сложнее. Вот не понравилось тебе кино, но все его хвалят, а американские киноакадемики включили его в номинацию "Фильм Года", поэтому и ты должен хвалить, дабы не освистали. К примеру, "Игромания", не дожидаясь вердикта киноакадемиков, уже подсуетилась и вручила "Прибытию" Вильнева свою почетную статуэтку лучшей картины-2016. Раз обязан быть в тренде, лучше бежать, разбрызгивая елей, впереди всех!

Да бросьте, не смешите мои валенки! Хватит дрожать в наигранном экстазе - пора взглянуть правде в глаза и вывести эту «фильму» на чистую воду.

Сюжет "П" с первых кадров нагло подсовывает зрителю самый заезженный из всех трагических киноштампов - умершего ребенка. Ага, прямо в стиле махровых интернет-разводил на фиктивные пожертвования: дешевый, но безотказный прием игры на зрительских чувствах. И сработало! Почти все купились на эту разводку и всем стало неловко ругать кино, где в главной роли - безутешная мамаша. Так ведь, да? Сознайтесь, что повелись, чего уж там!

Научная фантастика, говорите? Ага, дайте две! Только суперученого осенило использовать для контакта с пришельцами наглядное пособие в виде школьной доски (в дальнейшем - электронного планшета) - больше никого! Воспитатели детских садов рисуют детям на досках уже пару веков, а нашим умникам невдомек, что у пришельцев тоже может быть письменность! Да вы издеваетесь?

А что за письменность, кстати? О, это нечто запредельное, в корне отличное от земной письменности, вещают местные ученые лбы. Зырьте, какие окружности-кракозябры рисуют семиногие твари! Ладно, что дальше? Проходит немного времени и нам показывают созданный суперучеными англо-пришельский разговорник. И что мы там видим? Примитивизм уровня "мама мыла раму". Оказывается, что окружность-кракозябр тупо делится на фрагменты, каждый из которых - отдельное слово! Вау! То есть если бы китайцы писали свои иероглифы не столбиком, а окружностями, это и был бы язык пришельцев!.. Ну не финиш ли? Ребята, "запредельное" - это то, ради чего Тьюринг изобретал свою машину и высчитывал сложнейший алгоритм шифрования, а не то, что можно расшифровать, тупо спросив "Слышь, семиноги, а как "...(вписать нужное слово)" пишется по-вашему?".

История с канарейкой, которую ученые берут на корабль пришельцев в качестве индикатора ядовитых газов (по принципу шахтеров 19 века) - отдельная песня. Земляне скрупулезно фильтруют базар, дабы пришельцы правильно их поняли, а позади них громко щебечет канарейка! Вопрос: а зачем сбивать пришельцев с толку птичьим пением? Хотите, чтобы они помимо человеческого языка вдобавок ломали головы над птичьим? Простите, суперученые, вы и правда чудики, создающие себе проблемы на пустом месте?
Научная, мать ее, фантастика!

Хотя в принципе вся эта языковая преграда напрочь высосана из пальца. Пришельцы в "Прибытии" настолько круты, что могут решать задачи, создавая темпоральные петли: типа герой-землянин из будущего подсказывает себе в прошлом некий ответ с помощью озарения-предвидения. Но раз так можно, почему герою-землянину в будущем сразу не послать себе в прошлое англо-пришельский разговорник (там-то он уже давно изобретен), избежав вообще всех конфликтных ситуаций и загвоздок с непониманием? Нет, накось выкусите - потому что тогда и кино бы не было.
А как вам эпизод с китайским генералом, которому на мобилу звонит какая-то левая баба, цитирует ему слова его жены, которые якобы никто кроме генерала не знает, а затем просит его не атаковать пришельцев. Что сделал бы тут настоящий генерал? Правильно: послал бы левую бабу очень далеко и отправил контрразведчиков искать в своей семейной спальне подслушивающие устройства. Но нет, этот генерал жмётся будто юная девица и идет на попятную: ой-ой, кто-то в Америке знает, о чем он шепчется с женой в постели! Наверное, этот кто-то реально крут, надо срочно отводить войска, "эй, парни, разворачивайте авианосец!"©

Ну и главный апофигей фильма. Присядьте.

Речь о морально-этическом вопросе, который звучит в финале: "Если вы точно знаете, что ждет вас в будущем, вы изменили бы его или нет?" "Нет!" - храбро отвечает героиня, и зрители льют слезки вместе с нею - ах какая отважная женщина!..

А теперь поставим вопрос иначе, в контексте сюжета: "Если ты, мать, знаешь, что в будущем твой ребенок точно умрет от мучительной болезни, станешь ли ты его зачинать?" "Да!", - храбро отвечает героиня, обрекая свое еще не родившееся дитя на муки и раннюю смерть, и зрители льют слезки вместе с нею - ах какая отважная женщина!..
Только не говорите мне, что в конце вы и правда сочувствовали этой тупорылой садистке.
В общем, фуфло и детский лепет. Каждый легко обнаружил бы всё это, не закомпостируй ему коварный Вильнев рассудок примитивными мелодраматическими эмоциями. А ведь "Прибытие" всерьез ставили в один ряд с лучшими фильмами Кристофера Нолана! Да неужто в 2016-м и впрямь с научной кинофантастикой было столь тяжко, что ее любители хлебали даже такую недоваренную баланду, повизгивая от радости?

Не верю.

© Глушков Р.А., текст, 2018


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Back to top